Стамбульские ремесленники

Стамбул был крупнейшим торговым и ремесленным центром империи османов. По данным Эвлии Челеби, в середине XVII столетия в Стамбуле насчитывалось более 23 тыс. ремесленных мастерских, в которых трудилось около 80 тыс. человек. Число лишь крупных купцов, преимущественно оптовиков, превышало 15 тыс. Им принадлежали почти 32 тыс. магазинов, лавок и торговых складов. В Стамбуле действовало 65 корпораций мелких торговцев — лавочников и лоточников. Они контролировали более 14 тыс. лавок. В сфере мелкой торговли было занято почти 50 тыс. жителей столицы.

Весь торговый и ремесленный люд Стамбула был объединен в цехи. Так, швейное производство было представлено 19 цеховыми организациями, кожевенное — 35, оружейное — 36, строительное — 44, булочное и кондитерское — 29. Право открывать в городе мастерские или лавки предоставлялось только мастерам, подмастерья и ученики были полностью подчинены воле мастера. Общими вопросами деятельности цехов ведали избиравшиеся мастерами цеховые советы. Главой цеха был староста — кетхюда. Он представлял интересы цеха в правительственных учреждениях и решал все споры, возникавшие между его членами. Цеховые советы строго наказывали нарушителей цеховых уставов — их в зависимости от проступка штрафовали, били палками по пяткам, на время закрывали мастерскую; самым большим наказанием было изгнание из цеха.

Городские власти контролировали деятельность цехов. Специальные чиновники наблюдали за распределением между цехами необходимых им товаров и изделий, за производством и качеством продукции, взиманием налогов, исполнением правительственных установлений, касавшихся цен. Жизнь ремесленников-немусульман регулировалась не только султанскими властями и цеховыми советами, но и советами их религиозных общин. Решения последних имели для них такую же силу, как и распоряжения городских властей. Более того, советы общин отвечали перед властями за порядок в подведомственных им цехах. Среди наиболее квалифицированных ремесленников Стамбула было много немусульман. В цехах ювелиров преобладали греки, а среди пекарей было много армян. Особенно много греков, армян и евреев участвовало в торговых операциях, они преобладали и в сфере ростовщичества.

Цены на продукцию ремесленников регламентировались столь же тщательно, как цены на продовольствие. Особенно строго определялись цены на пользовавшиеся широчайшим спросом кожаные изделия, особенно обувь, а также на все виды сапожных работ и необходимые для них материалы. Твердые цены устанавливались и на другой вид популярных товаров — шорно-седельные изделия, а также на ткани, головные уборы, одежду, оружие. Строго регламентировались и цены на лесоматериалы, а их покупка в селах, в обход городской торговли, наказывалась. Все виды бытовых услуг, в частности труд цирюльников и банщиков, также детально регламентировались. Мухтесиб контролировал не только деятельность ремесленных и торговых цехов, но и работу аптекарей и лекарей. Цены на все виды продукции устанавливались с таким расчетом, чтобы прибыль производителя не превышала 10%. Лишь в некоторых, особенно трудоемких видах ремесла допускалась прибыль в размере 20%. Существовала также система штрафов. В обувном производстве она выглядела довольно обоснованной: если обувь преждевременно распарывалась по шву, штраф платил сапожник, а если разрывалась кожа (верх или подошва) — кожевник.

О качестве изделий стамбульских ремесленников свидетельствуют блестящие отзывы многих европейских путешественников XVII в. Особенно славилась столица работами ювелиров и граверов, чеканщиков и оружейников. Стамбул был главным центром производства оружия в империи. Здесь тысячами изготавливались кинжалы, копья и ружья, шлемы и щиты, наконец, знаменитые ятаганы, без которых мы и представить себе не можем средневековых турецких воинов. Значительная часть оружия богато отделывалась, создавались и редкие по художественному достоинству образцы. Славились и изделия стамбульских Кожевников, частично вывозившиеся в Европу. В мастерских Ускюдара выделывались высококачественные шелковые и бархатные ткани, великолепная парча. Каждый цех ежегодно или один раз в несколько лет устраивал праздник, длившийся иногда целую неделю. Эти праздники превращались в своеобразные ярмарки, на которых демонстрировалась и продавалась продукция ремесленников цеха. Во время церемонии восшествия на престол нового султана стамбульские цехи участвовали в параде, причем каждый цех сооружал катящиеся подмостки, на которых изображалась та или иная лавка или мастерская.