Константинополь под властью династии Комнинов

К середине XII в. династия Комнинов вернула империи мощь, а столице — блеск и пышность. Первые три представителя этой династии - Алексей I, Иоанн II и Мануил I — отличались военной доблестью и вниманием к государственным делам. Но опирались они на относительно узкую прослойку знати, преимущественно новую аристократию, порожденную XI веком. Нравы двора постепенно изменились. Строгий этикет уступил место шумным пирам и всевозможным развлечениям.

Император Мануил любил устраивать богатые приемы. В его Влахернском дворце, а также в летних резиденциях на Босфоре беспрестанно устраивались всевозможные празднества — придворных увеселяли музыкой и пением, застольем и турнирами. Впрочем, отказавшись от строгости дворцового церемониала, новые властители империи не нарушили традиционной для византийского двора любви к заговорам и интригам. Уже против Алексея I было составлено несколько заговоров, в которых участвовали высшая знать и военачальники. Даже у постели умирающего императора шла борьба между его детьми и ближайшими родственниками за корону, которая вот-вот должна была оказаться без хозяина.

В политических бурях в византийской столице непременно участвовало высшее духовенство. В XI в. ослабление центральной власти привело к обострению борьбы за контроль над делами государства между различными группировками знати. В связи с этим роль духовенства в политической жизни империи резко возросла: оно всегда находило нужные средства и аргументы, делавшие ту или иную группу знати либо ее лидера бесчестными с точки зрения религии и морали. Чаще всего сначала в ход пускалось слово, дискредитирующее противника, и лишь затем наступала очередь оружия. Если еще в X в. василевс мог приказать избить неугодного ему патриарха и заточить его в тюрьму, то в XI в. приходилось действовать куда тоньше: патриарха хитростью выманивали из столицы, когда нужно было отделить его от волнующейся паствы. Место членовредительства и ссылки заняли подкуп патриархов, дарование церкви всяческих льгот и привилегий.