Константинополь в X в.

Византийская столица всегда поражала своими контрастами. Великолепные дворцы и храмы, множество процветающих торговых и ремесленных заведений, бурлящий порт, у причалов которого стояло бесчисленное множество судов, разноязыкая, пестро одетая толпа горожан — все эти благополучные картины не могли скрыть бедности, а порой и ужасающей нищеты большинства жителей столицы. Простолюдины ютились, как правило, в высоких и очень узких домах, в которых были десятки крошечных квартир или каморок. Но и это жилье стоило дорого, многим оно было недоступно. Застройка жилых кварталов велась очень беспорядочно. Дома буквально громоздились друг на друга, что было одной из причин огромных разрушений во время частых здесь землетрясений. Кривые и очень узкие улочки были невероятно грязны, завалены отбросами. Высокие дома не пропускали на них дневной свет. По ночам улицы Константинополя практически не освещались. И хотя существовала ночная стража, в городе хозяйничали многочисленные шайки грабителей. Все городские ворота на ночь запирались, и людям, не успевшим пройти до их закрытия, приходилось ночевать под открытым небом. Рабочий люд, не имевший средств даже на жалкую каморку, жил прямо на улицах города. Портики и открытые галереи Константинополя были буквально забиты бездомными, положение которых становилось просто отчаянным, если выдавалась суровая зима. Нередко не хватало питьевой воды, водопроводы работали плохо. Во время засухи или в случае порчи водопровода у водяных цистерн происходили настоящие побоища. Частым бедствием, от которого особенно страдала городская беднота, были пожары. Они в немалой степени вызывались тем, что дома отапливались жаровнями с углями.

Улицы столицы кишели народом. Большинство толпилось у многочисленных лавок в центральной части города, в рядах Артополиона, где располагались булочные и пекарни, а также лавки, где торговали овощами и рыбой, сыром и разными горячими закусками. Простонародье обычно питалось овощами, рыбой и фруктами. В бесчисленных кабаках и тавернах продавали вино, лепешки и рыбу. Эти заведения были для константинопольских бедняков своего рода клубами.

Неотъемлемой частью картины города были толпы нищих, ютившихся у подножия гордых колонн и у постаментов прекрасных статуй. Константинопольские нищие были своеобразной корпорацией. Их дневной заработок имел не каждый рабочий человек. Загрязненные улицы и толпы нищих представляли собой источник разных болезней. Но истинным очагом антисанитарии были огромные ямы на окраинах, куда свозились трупы казненных.

Горожане любили бани. В Константинополе их было очень много — частных и общественных. Бани не только имели гигиеническое назначение, но и пользовались репутацией целебных. Правда, из-за нехватки воды бани нередко переставали работать. Для приезжих со времен Юстиниана строились странноприимные дома с конюшнями и многочисленными службами. Эти средневековые гостиницы были по карману только зажиточным людям.

В средневековом Константинополе чрезвычайно была развита проституция. В IX в., например, существовал целый квартал проституток, в центре которого возвышалась статуя Афродиты. Гетеры селились и в других районах города. Отдельные меры императоров и городских властей против проституции ничего не изменили в этом отношении на протяжении веков.