Борьба за власть при императоре Константине V
В годы правления императора Константина V (741—775) Константинополь оказался в центре охватившей империю гражданской войны. Константин был фанатичным приверженцем движения иконоборцев. Его призванием были военные походы; знать столицы новому императору не очень симпатизировала. Иконопочитатели решили использовать благоприятную ситуацию для восстановления культа икон. Заговор против Константина возглавил зять покойного императора Льва III, Артавазд. Вскоре после своего воцарения Константин выступил в поход против арабов. Артавазд, приняв титул императора, напал на лагерь Константина во Фригии (Малая Азия). Константин отступил в город Аморий, где были сильны приверженцы исаврийской династии. Артавазд же с помощью влиятельных союзников в самой столице овладел ею и добился провозглашения себя императором в храме св. Софии. После этого он отменил все указы, направленные против иконопочитания. Культ икон был, казалось, восстановлен.
Но Константин не сложил оружия. Он собрал большое войско и стал лагерем на азиатском берегу Босфора в Хрисополе. Затем он нанес ряд поражений войскам Артавазда в Малой Азии. В сентябре 742 г. Константин переправил свою армию на европейский берег и осадил столицу, блокировав ее с суши и с моря. Константинополю грозил голод. Тогда Артавазд позволил покинуть город населению, не участвовавшему в обороне. Впрочем, это его не спасло. 2 ноября 742 г. войско Константина ворвалось в город, преодолев одну из сухопутных стен. Артавазд пытался бежать, но был схвачен и доставлен в оковах в Константинополь, где его вместе с двумя сыновьями ослепили. Многие сторонники Артавазда были казнены, их дома — разграблены. Восстановив свою власть, Константин вернулся к политике Льва III Исавра.
На протяжении веков одной из характерных черт политической жизни Константинополя была борьба за власть между группировками знати. Элита столицы была крайне нестабильным общественным слоем, ибо в Византии доступ в правящую верхушку не был ничем ограничен. Многие византийские вельможи не только не стыдились своего простого происхождения, но даже кичились тем, что были вознесены на вершину власти из самых низов общества десницей императора. Даже императорский престол мог занять в результате дворцового заговора, военного мятежа или бунта горожан выходец из простонародья. Примеров тому в византийской истории немало: уже упоминавшийся император Фока — выслужившийся из солдат военачальник среднего ранга; император Михаил II, правивший в IX в., был прежде рядовым воином.