Ахеменидское государство

В 558 г. царство возглавил Кир II Великий. Он основал город Пасаргады, который стал столицей царства. Античная литература дает нам версию о том, что Кир II был внуком последнего мидийского царя. Персы очень многое заимствовали в мидийской культуре и даже в системе государственного управления. Кир подчинил Парфию, Гирканию, Лидию, греческие города-государства Малой Азии, были также подчинены области на Востоке – Хорезм, Маргиана, Согдиана, Бактрия, часть сакских племен Средней Азии, Саттагидия, Гедросия, Гандхара, Арахосия. Таким образом персидское государство дошло до Бассейна Сырдарьи и западных границ Индии. В 539 г. Кир вошел в Вавилонию, полностью разбив ее. Была захвачена Месопотамия, Западные страны до границ Египта добровольно подчинились персам. В 530 г. во время битвы против массагетов на восточной стороне Амударьи Кир II погиб. Царем мощной державы стал Камбиз. Камбиз разгромил Египет и основал в нем новую двадцать седьмую династию фараонов Египта. В марте 522 г. Камбиз получил известие о том, что его брат в Персии поднял восстание и стал там царем. Камбиз направился в Персию, но, не дойдя до нее, умер при загадочных обстоятельствах. После его смерти последовали междоусобицы, вся страна была охвачена мятежами. В итоге власть захватил человек, который жестко навел в империи порядок и начал новые завоевательные походы – это был Дарий I (Дараявауш). Были захвачены: Фракия, Македония, была покорена северо-западная часть Индии. Таким образом, к концу VI в. до н. э. границы Ахеменидской державы простирались от реки Инд на востоке, до Эгейского моря на западе, от Закавказья на севере до первого Нильского порога на юге. Держава Ахеменидов была достаточно пестрой в социально-экономическом отношении. В нее входили Элам, Вавилония, области Малой Азии, Финикия, Сирия, Египет – они имели развитые государственные институты, еще задолго до возникновения Персидской империи. Но персы покорили также и более отсталые племена – кочевые арабские, скифские и другие. Несмотря на эти сложности, персидские правители поступили достаточно мудро, они сохранили внутреннее управление в Вавилонии, Малой Азии, Египте и других странах. И предоставили покоренным народам самоуправление. Позднее Дарий I разделил государство на административно-податные округа – сатрапии, при этом был осуществлен принцип разделения властей – впервые в истории! Войска не подчинялись сатрапам, но военачальники не имели административной власти. Дарий провел и денежную реформу был введен в обращение золотой дарик. Строились мощные дороги, что способствовало развитию торговых отношений. Общим языком для всего государства был арамейский, но наряду с ним разрешалось пользоваться и местными языками. Также покоренным народам разрешались их верования и культура. Сам Дарий покровительствовал зороастризму. Основным источником для изучения зороастризма является Авеста – это свод священных текстов зороастрийской религии, которая была распространена до раннего средневековья в Иране, Афганистане и Средней Азии. Зороастризм просуществовал до завоевания Ирана арабами. Авеста содержит несколько разделов. Ясна (жертвоприношение и молитва), Яшты (почитания – гимны Божествам), Видевдат (закон против дэвов). В Ясну входят 17 Гат (песен) пророка Заратурстры (Зороастра) и примыкающая к ним «Ясна семи глав». Все остальные главы Ясны и остальную часть свода называют Младшей Авестой. Язык Авесты очень близок западноиранскому, но имеет также и некоторые восточноиранские особенности. Заратуштра не нашел признания у себя на родине и бежал в страну правителя Виштаспы, который принял его учение. В поздней иранской традиции уже говорится, что родину зороастризма следует искать на северо-востоке Ирана. Если верить сведениям Яштов, страна Виштаспы находилась не территории Систана. Пророк жил примерно между X / XI и VI в. Заратуштра проповедовал учение, которое было ему открыто якобы Ахура-Маздой. Группа арийских богов называлась дайвы – натуралистические божества, которые попадали в лагерь зла. Другая группа называлась владыками – ахура. Высший Ахура получил прозвище Мазда. На основе маздеизма и создал свою религиозную систему Заратуштра. В этой религии человеку отводилось важное место в развитии мирового процесса, но также большая роль отводилась и абстрактным понятиям и образам. Человеку дан свободный выбор, встать на борьбу со злом или добром. Предполагалось, что после возвещения Заратуштрой праведной веры ее сторонки будут способствовать конечно победе добра, которая является главной целью мирового процесса. Основными орудиями человека в борьбе со злом считались добрые мысли, добрые слова и добрые деяния. Большое значение уделялось приумножению материальных благ. Основным являлся культ огня, который выступал как символ мировой справедливости. При Дарии эта религия стала государственной в империи.

После смерти Дария, его наследники нарушали принципы устройства, и сатрапии стали более независимыми. В Египте, Македонии и Греции начались сильные беспорядки. Многие покоренные народы были недовольны налоговым беременем. У армии Ахеменидов было более устаревшее оружие, нежели у македонской армии, которая к тому же руководилась опытными полководцами. В этих условиях македонский полководец Александр начал свой военный поход против персов и к 330 г. до н. э. разгромил империю Ахеменидов.